Инструкция для физиогномиста

31-10-2009 в 21:27

1


Инструкция для физиогномиста

— Я, уважаемый Бачана, распознаю людей, как эти… Как они называются? Физ… Физо… — начал Булика.
— Физиономисты.
— Вот, вот! Только они — по лицу, а я — по обуви… По обуви человека безошибочно определю, что он за птица… Вот этот болван, который пришел к вам… Как взглянул я на его туфли, сразу же понял, что он подлец и сволочь…
— Как? — спросил Бачана.
— Во-первых, туфли на нем были лаковые…
— А я, наоборот, подумал, что он профессор, — прервал Булику отец Иорам.
— Войдя, он вытер туфли о брюки… — искоса взглянул на него Булика. — Профессор никогда так не поступит… Во-вторых, подошвы туфель были стерты спереди, а каблуки совершенно новые. Значит, эти туфли у него парадные, и надевает он их только во время визитов к начальству. Перед начальством, ясное дело, ходит на носках, оттого и подошвы стерты только спереди… Подлец он или нет? Подлец, конечно… В-третьих, как только он уселся, тотчас же выпростал пятки из туфель. Почему? Туфли жмут, вот почему! А зачем человеку тесная обувь? Для того, чтобы лицо его выглядело страдальчески. Вот, дескать, смотрите, какой я несчастный, измученный человек!.. Кто же он, как не подлец?! В-четвертых, каблуки у него были на три-четыре сантиметра выше обычных. Почему? Потому, что хочет казаться выше, чем он есть на самом деле! Подлец? Конечно! Что еще? Да, самое главное в том, — но это уже обуви не касается, — самое главное в том, что, когда человеку на голову опрокидывают больничное судно и этот человек не перегрызает горло своему обидчику, — значит, он не человек, а самый отъявленный подлец и подонок! — закончил Булика характеристику Дарахвелидзе.
— Как же, по-твоему, выглядит обувь хорошего человека? — спросил усомнившийся в приемлемости рассуждений Булики отец Иорам.
— Обувь порядочного человека стерта равномерно: слева и справа, по краям… И носит ее он номером больше размера ноги. Почему? Да потому, чтобы ходить свободно, легко, не натирать себе мозолей… Понятно? И еще одно: если задник на обуви человека смят и продавлен — значит, такой человек или носит чужую обувь, или же он просто нечистоплотный неряха и разгильдяй…
— А как с детьми? — поинтересовался Бачана.
— Дети дело другое. Дети много двигаются, кость у них неокрепшая… По обуви определить характер ребенка трудно…
— А ты сам? Как ты стираешь обувь? — задал отец Иорам Булике неожиданный вопрос.
Булика растерялся:
— Я-а?
— Да, ты!
Булика перегнулся, вытащил из-под кровати изрядно измятую туфлю с продавленным задником и удивленно повертел ее в руке.
— Гм, оказывается, я сам порядочный подлец! — пробурчал он недовольно и зашвырнул туфлю под кровать.
Бачана и отец Иорам громко прыснули. Рассмеялся и Булика.

Нодар Думбадзе “Закон вечности”
1978 год